Порядок предъявления претензий и иска

18.1. Общие положения
18.2. Сроки подачи претензий и исков
18.3. Порядок направления претензий

18.1. Общие положения

18.1.1. Обстоятельства и факты, которые могут служить основанием для подачи претензии пострадавшим и соответственно имущественной ответственности Перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей багажа, удостоверяются актами.

18.1.2. При выдаче багажа акт составляется в аэропорту назначения. В отдельных случаях акт может быть составлен в начальном либо в промежуточном аэропорту. Акт составляется для удостоверения обстоятельств и фактов на право возмещения ущерба, возникшего в результате перевозки, и подачи претензии.

18.1.3. При доставке багажа в аэропорт:

  1. обстоятельствами и фактами составления акта являются:
    1. несоответствие наименования багажа, массы или числа мест багажа, указанных в перевозочных документах;
    2. недостача или повреждение багажа;
    3. повреждение упаковки багажа;
    4. обнаружение багажа без документов, а также документов без багажа.
  2. Это служит основанием:
    1. для розыска багажа, владельца багажа;
    2. для расследования причин и выявления виновников утраты недостачи, повреждения багажа;
    3. для удовлетворения или отклонения претензий пассажиров;
    4. для разработки и проведения мероприятий по установлению причин возникновения утраты, недостачи, повреждения багажа.
  3. Акт составляют и подписывают:
    1. получатель багажа;
    2. лицо, несущее материальную ответственность за актируемый багаж;
    3. должностное лицо Перевозчика/Аэропорта, удостоверяющего факт, изложенный в акте.

Примечание

Представитель Перевозчика/Аэропорта, заполняющий акт, несет ответственность за правильность заполнения бланка требуемой формы, полноту и достоверность сведений. Акт для Пассажира и клиента перевозимого багажа является юридическим документом при предъявлении иска в суд.

18.1.4. В случае повреждения багажа Пассажир имеет право до его получения потребовать определения степени повреждения багажа и составления акта, а при необходимости – производства экспертизы.

18.1.5. Если при проверке багажа в промежуточном пункте или пункте назначения обнаружены неисправности багажа, на которые уже прежде был составлен акт, и никакой разницы между состоянием багажа и данными акта не обнаружено, то новый акт не составляется, а на копии ранее составленного акта делается отметка о том, что никаких изменений в состоянии багажа после составленного последнего акта не произошло. Отметка на акте удостоверяется штампом и подписью представителя АК.

18.1.6. Первый экземпляр акта выдается Пассажиру (получателю) багажа.

18.2. Сроки подачи претензий и исков

18.2.1. При внутренней перевозке претензия к Перевозчику может быть предъявлена Пассажиром в течение 6 месяцев. Указанный срок исчисляется:

  1. о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;
  2. о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;
  3. о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;
  4. о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

18.2.2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении поставленного срока, если признает уважительную причину пропуска срока предъявления претензии.

18.2.3. При международной перевозке пассажиру следует подать письменное заявление, указывающее общий характер повреждения или недостачу багажа, Перевозчику немедленно или в следующие сроки:

  1. при повреждении или недостаче багажа или груза в течение 7 дней со дня получения багажа и не позднее, чем через 14 дней со дня получения груза;
  2. в случае просрочки доставки багажа или груза – в течение 21 дня, считая от даты передачи багажа Пассажиру или лицу, имеющему право на его получение;
  3. в случае утраты багажа или груза – в течение 18 месяцев со дня прибытия ВС в аэропорт пункта назначения или со дня, когда оно должно прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

18.2.4. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

18.3. Порядок направления претензий

18.3.1. Право на предъявление претензии к Перевозчику имеют:

  1. в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки – пассажир или управомоченное им лицо;
  2. в случае прекращения по инициативе Перевозчика договора воздушной перевозки пассажира – пассажир;
  3. в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, а также просрочки его доставки – грузополучатель;
  4. в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки – организация почтовой связи пункта назначения почты;
  5. при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения - страховщик.

18.3.2. Претензии принимаются в письменном виде по каждому случаю нарушения условий договора перевозки отдельно.

18.3.3. Прием претензий осуществляется по адресу: 125130, г. Москва, Старопетровский проезд, д. 11, корп. 2.

18.3.4. Претензии, поступившие по электронной почте или факсимильной связи, не принимаются Перевозчиком к рассмотрению, и ответы на них не даются.

18.3.5. Пассажир (грузоотправитель) в своей претензии в обязательном порядке указывает:

  1. наименование перевозчика, к которому предъявляется претензия;
  2. Ф. И. О. (наименование) и адрес лица, заявившего претензию (заявителя), номер его контактного телефона;
  3. обстоятельства, послужившие основанием для направления претензии;
  4. требования заявителя;
  5. сумму претензии и ее расчет;
  6. реквизиты заявителя претензии для перечисления денежных средств в случае удовлетворения претензии (номер расчетного счета, наименование банка, номер корреспондентского счета, БИК, наименование получателя);
  7. перечень прилагаемых к претензии документов.

18.3.6. В зависимости от типа претензии заявитель должен приложить к претензии следующие документы:

  1. маршрут-квитанция, посадочный талон, отрывной талон номерной багажной бирки, грузовая накладная, почтовая накладная;
  2. квитанция электронного многоцелевого документа (EMD) для оплаты сверхнормативного багажа (если таковой провозился);
  3. копия коммерческого акта о неисправности при перевозке багажа, груза, оформленного Перевозчиком или обслуживающим агентом сразу при обнаружении неисправности.

    При этом коммерческий акт предоставляется заявителем для удостоверения следующих обстоятельств:

    • несоответствия фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;
    • повреждение (порча) груза;
    • недостача или повреждение (порча) багажа;
    • обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза;
  4. оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих размер ущерба заявителя (кассовые и товарные чеки, квитанции об оплате, акты экспертизы и т. д.);
  5. сведения о весе поврежденного (утраченного) багажа (в случае повреждения чемодана/сумки без порчи содержимого предоставляются сведения о весе такого чемодана/сумки без какого-либо содержимого).

18.3.7. В случае если претензия предъявляется лицом от имени пассажира (грузоотправителя) в силу полномочия, основанного на доверенности или указании закона, к претензии должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия документа, подтверждающего такое полномочие (доверенность, свидетельство о рождении, решение суда об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, без вести отсутствующим, об объявлении гражданина умершим и т. д.).

18.3.8. К рассмотрению Перевозчиком не принимаются и подлежат возврату следующие претензии:

  1. направленные ненадлежащему перевозчику;
  2. направленные неуполномоченным лицом;
  3. претензии с приложением неполного пакета документов в зависимости от типа претензии. Отсутствие возможности предоставления подлинников и копий документов должно подтверждаться или вытекать из материалов претензии.

18.3.9. Претензии, предъявленные с нарушением требований и не принятые к рассмотрению согласно п. 18.3.8. настоящих Правил, возвращаются заявителям вместе с приложенными к ним документами и указанием причин отказа приема претензии к рассмотрению.

18.3.10. В случае если заявителем предъявлены все документы и сведения, предусмотренные п. 18.3.7. настоящих Правил, но для рассмотрения претензии необходимы дополнительные документы и сведения, Перевозчик принимает такую претензию к рассмотрению и направляет пассажиру (грузоотправителю) запрос с просьбой предоставить недостающие документы и сведения